Содержимое
ПРОЕКТ
ВВЕДЕНИЕ
Задачи «поворота России на Восток», поставленные сегодня руководством страны, выдвигают наш регион на особое место среди других субъектов Российской Федерации и Дальневосточного Федерального округа. Хабаровский край является важной транзитной территорией в организации экономического взаимодействия между Россией и КНР. С завершением строительства моста на остров Большой Уссурийский эта роль станет еще больше и очевиднее. Не менее значим край, как «серединная», соединяющая другие субъекты Федерации, входящие в Дальневосточный Федеральный округ, территория. Не случайно именно город Хабаровск выбран столицей округа. Логистические и промышленные проекты, реализуемые сегодня в регионе, должны стать основой для построения не только нового экономического пространства Хабаровского края или Дальневосточного Федерального округа, но новой экономики всей страны.
Решение этих и многих других задач, стоящих сегодня перед нами невозможно без наличия квалифицированной, эффективной, патриотичной, активной и привязанной к своей земле молодежи. Именно молодежь будет завтра, а, зачастую, уже сегодня строить, добывать, исследовать, учить и развивать наш регион, страну.
Такая молодежь не является данностью. Она должна быть воспитана. Должны быть созданы условия для ее вхождения в мир. При этом важно, чтобы эти условия не порождали иждивенческие ожидания и настроения. Молодежи, перефразируя А.В. Суворова, нужна не рыба, а сеть. Эту «сеть», систему возможностей, которые позволят широким слоям молодежи включиться в созидательные процессы, происходящие в регионе, мы и хотим предложить в настоящей Концепции. Под молодежью мы понимаем особую социально-демографическую группу, включающую в себя физических лиц в возрасте от 14 до 35 лет. При всем различии проблем, стоящих перед тем, кто только входит в пору юности и молодыми взрослыми, у этой группы есть общие беды и общие задачи. На них и сосредоточена государственная молодежная политика.
1. Общие положения
1.1 Концепция государственной молодёжной политики в Хабаровском крае на период до 2025 года (далее – Концепция) – система приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной молодёжной политики Хабаровского края.
1.2 Концепция разработана в целях обеспечения интересов государства, российского общества в целом и молодого населения Хабаровского края в частности. Концепция призвана ответить на стоящие перед Хабаровским краем вызовы и реализовать возможности в развитии молодёжи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодёжи. Концепция задает долгосрочные ориентиры развития субъектам молодёжной политики, а также параметры инвестиций в молодёжные программы, проекты, общественные молодёжные объединения и в инфраструктуру молодёжной политики.
1.3 Концепция служит основой для координации деятельности органов государственной власти Хабаровского края, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также – государственные и муниципальные органы), межведомственного и межсекторного взаимодействия органов власти, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества и негосударственным сектором при реализации государственной молодёжной политики Хабаровского края.
1.4 Концепция разработана с учетом проекта «Основ государственной молодежной политики до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.
1.5. Концепция носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но может быть использована при разработке документов - программ и проектов, носит межведомственный характер.
2. Общая характеристика ситуации в сфере государственной молодежной политики в Хабаровском крае (новые вызовы молодежной политике)
Молодежь сегодня составляет 25,6 % населения Хабаровского края (всего 342983 человека). Большая часть молодых людей проживает в городах края (81,7%). Самой многочисленной возрастной когортой являются «молодые взрослые» (25 – 30 лет). Представителей этой возрастной когорты 147984 человека (43%). Самой малочисленной является возрастная когорта «ранняя юность» (14 – 19 лет). Ее представителей в крае 80221 человек (23,3%). Положительные демографические тенденции последних лет еще не сказались на молодежи. Более того, здесь негативный тренд продолжается. В младших возрастных группах людей меньше, чем в старших.
На сегодня сфера молодежной политики в крае – это достаточно развитая отрасль. На территории края функционируют 2 краевых учреждения по работе с молодежью и 11 муниципальных молодежных центров, подведомственных структурам по делам молодежи, в которых трудятся 252 специалиста отрасли. Объем бюджетных ассигнований отрасли из краевого бюджета в 2014 году составил более 170 млн. рублей.
Консолидированный бюджет, с учетом внебюджетных источников в виде спонсорской помощи, грантов, доходов от услуг, составляет более 360 млн. рублей.
Установленные в рамках государственной программы основные показатели имеют положительную динамику:
- увеличивается доля молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных организаций;
- увеличивается доля молодых людей, участвующих в мероприятиях научно-технической и творческой направленности.
Кроме того, в крае ведется мониторинг следующих показателей:
- доля молодежи, участвующей в деятельности студенческих отрядов и трудовых объединений;
- доля реализованных проектов и программ в общем числе заявленных;
- количество патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных. Все показатели имею рост.
Несмотря на положительную динамику показателей по данным социологического опроса 2013 года среди студентов образовательных организаций высшего профессионального образования всего 7,4% молодежи испытывают на себе положительное влияние от реализуемой государственной молодежной политики, 4,7% считают это влияние негативным, а 78,3% ответили, что вообще не ощущают на себе никакого влияния.
В крае существуют глобальные вызовы, на преодоление которых и направлена настоящая Концепция.
Демографический вызов
Продолжает сохраняться негативный тренд в области демографии. Младшие возрастные группы молодежи меньше, чем старшие. Уменьшается число выпускников средних школ. Вместе с тем, сохраняется тенденция к отъезду молодых людей из региона на учебу с последующим закреплением на новом месте жительства. Сохраняется и тенденция к отъезду выпускников дальневосточных вузов. Приток временных работников из других стран не компенсирует ситуацию, но создает существенные социальные проблемы на территории. Ответ на этот вызов должен строиться в двух направлениях.
Во-первых, категория «молодые взрослые» (25-30), самая многочисленная категория молодежи находящиеся в активном детородном возрасте способны дать серьезный всплеск рождаемости, который через 18-20 лет станет основой для формирования трудовых ресурсов края. Для этого необходима активная поддержка молодых семей, особенно семей, имеющих более 2 детей. При этом, поддержка должна иметь, как материальную, так и идеологическую составляющую.
Во-вторых, необходима разработка системы мероприятий экономического и идеологического характера, направленных на закрепление молодежи на территории края. До сих пор эти мероприятия имели только экономический характер. Это направление, безусловно, значимо. Без экономических перспектив закрепить молодых людей не получится. Но не менее важны мероприятия идеологические, направленные на знание молодыми людьми истории своей земли, воспитание любви и преданности малой родине.
Идеологический вызов
Достаточно долгий период после распада СССР Дальний Восток жил с осознанием «брошенного» региона, «ненужного» стране. Это порождало негативные представления об условиях жизни, о настоящем и прошлом Дальнего Востока. Формировался комплекс «заброшенного угла», из которого нужно бежать всеми возможными способами. Этот образ от старших поколений, переживших катастрофический распад страны, передался младшим. Сегодня при опросе, проведенном среди молодежи городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, эту идеологему подтвердили 54,8% респондентов.
Такая позиция порождает две негативные стратегии поведения:
- стремление к переезду из региона в столичные города, где, по мнению этих представителей молодежи, «только и есть жизнь»;
- распространение комплекса «заброшенного угла» на всю страну и, соответственно, стремление ее покинуть, переехать в одну из благополучных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поскольку описанный выше комплекс по большей части построен на иррациональных страхах, рациональная и материальная мотивация здесь не срабатывает. Возникает необходимость в серьезной просветительской и идеологической работе, реализации системы мер, направленных на формирование патриотизма и ответственности в отношении всей страны и своей малой родины, Хабаровского края.
Кадровый вызов
Существует перекос между представлениями молодежи о рынке труда и реальным его состоянием. Престижностью продолжают пользоваться юридические и управленческие специальности, обладающие в крае ограниченной востребованностью. Вместе с тем, в крае существует и все более возрастает потребность в квалифицированных рабочих, водителях, строителях, работников сервиса. Эти специальности уже давно опережают «офисный планктон» по зарплатам. Однако представления о региональном рынке труда и престижности профессий остаются прежними. В результате рабочие профессии, педагогические профессии, особенно в сельской местности, не получают молодого пополнения, испытывают острый кадровый голод, старение персонала.
Вызов лидерства
Достаточно серьезной проблемой остаются иждивенческие настроения у части молодежи края. Не велико, как показывают социологические исследования, число молодых людей, готовых организовать собственное дело, реализовывать собственные проекты. Воспитание и поддержка инициативной молодежи остается важнейшей задачей молодежной политики.
Организационный вызов
Долгие годы при реализации государственной молодежной политики господствовал принцип «охвата». Чем большее число молодых людей были охвачены мероприятиями, проходившими под руководством органа по реализации государственной молодежной политики, тем выше оценивался сам орган и проводимая им работа. Представляется, что сегодня этот принцип нельзя назвать верным. От того, что какое-то число молодых людей попало в отчетные списки, уровень патриотизма и сознательности молодежи не обязательно возрос. Гораздо важнее качественные показатели. Число проектов, реализованных молодыми людьми, качество (успешность) этих проектов, их влияние на интерес к участию в государственных молодежных программ среди других представителей данной социально-демографической группы. На эти принципы ориентирована и наша Концепция.
Предлагаемая Концепция государственной молодежной политики в Хабаровском крае направлена не только на воспитание и социальную поддержку молодых людей, но и на то, чтобы переломить негативные тренды, сложившиеся здесь за весь постсоветский период, обозначенные нами в качестве вызовов. Преодоление этих вызовов потребует целенаправленной, системной государственной молодёжной политики, осуществляемой региональными и местными органами власти, государственными учреждениями, предприятиями и организациями в координации с бизнес-сообществом, общественными движениями и организациями при активном участии самих молодых граждан.
3. Цели и принципы реализации Концепции
Основной целью государственной молодежной политики является максимально полное раскрытие социально-политического, гражданского и человеческого потенциала молодежи, как важнейшего условия устойчивого социально-экономического развития Хабаровского края.
В качестве базовых принципов молодежной политики выделяются принцип патриотизма, профессиональной самореализации, социальной и нравственной зрелости, постоянного интеллектуального роста, самоорганизации и инициативы.
Принцип патриотизма.
Государственная молодежная политика в Хабаровском крае в первую очередь направлена на воспитание патриотического сознания молодежи, которое включает в себя:
- осознание исторической миссии России, ее роли в мировом социально-политическом и экономическом развитии, воспитание гордости за свою страну и ее народ;
- понимание внутренних ресурсов развития общества, осознание целей и ориентиров развития страны;
- знание родной природы, ее наиболее ярких проявлений в Средней (Западной) Руси, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке;
- знание и понимание наиболее значительных событий в истории России;
- знание основ национальной культуры народов России;
- знакомство с выдающимися произведениями литературы и искусства, воспевающими идеи патриотизма, любви к Родине;
- знание истории родного края, города и поселка, в котором живешь, наиболее значительных исторических деятелей в истории Дальнего Востока;
- знание и понимание приоритетов государственной политики в регионе, основных перспектив и целей регионального развития;
- осознание угроз устойчивому развитию региона и страны, выполнению ею своей исторической миссии;
- готовность защищать свою страну и свой дом от любых агрессивных действий как внутри страны, так и за ее пределами.
Принцип профессиональной самореализации.
Молодежная политика в крае направлена на создание условий для максимально полного овладения молодыми людьми социально и экономически значимыми профессиями, способствующими расцвету экономики, наук и культуры Хабаровского края, на достижение молодыми людьми высоких результатов в избранных профессиях. Реализация этого принципа предполагает:
- государственную поддержку всех форм образования (формальных и неформальных), работающих на профессиональную самореализацию молодежи;
- создание условий для получения молодыми людьми максимально качественной профессиональной подготовки в сферах, соответствующих потребностям социально-экономического развития Хабаровского края;
- поддержка молодежных профессиональных и образовательных проектов, работающих на подготовку профессионалов и профессиональную самореализацию;
- поддержка молодежных стартапов в отраслях и направлениях наиболее значимых для социально-экономического развития Хабаровского края;
- информирование молодежи об имеющихся в крае вакансиях, условиях труда и перспективах карьерного роста;
- организация профориентационных мероприятий для старших школьников (14-17 лет);
- организация и проведение мероприятий, пропагандирующих рабочие, педагогические и медицинские специальности, творческий труд, красоту человека труда;
- выделение, поддержка и информационное сопровождение наиболее удачных молодежных проектов в качестве образа и примера для остальной части молодежи;
- разъяснение престижности и перспективности самореализации в Хабаровском крае, как одной из наиболее значимых на сегодня территорий Российской Федерации.
Принцип социальной и нравственной зрелости
Результатом организационного воздействия государственного органа молодежной политики должна стать молодежь, способная взять на себя ответственность за личную судьбу, судьбу своей семьи, будущих или уже имеющихся детей. Но социальная ответственность распространяется и далее. Осознание и приятие ответственности за судьбу города, региона, страны – важнейшее качество социально зрелой личности. Молодой человек должен не только осознать свою ответственность за общую судьбу, но и быть готовым к активным действиям по защите своего выбора, семьи, интересов региона и страны от любой агрессии. Реализация этого принципа включает в себя:
- пропаганда ценности семьи и ответственности за семью, красоты материнства, осознание мужской роли защитника;
- организация поддержки молодых семей, в особенности многодетных семей;
- организация системы просветительских мероприятий, направленных на внедрение в молодежную среду ценности многодетности, значимости детей для семьи, счастья «большой семьи»;
- реализация программы волонтерских проектов помощи одиноким пожилым людям, инвалидам и другим лицам, нуждающимся в помощи;
- поддержка добровольческих экологических и краеведческих отрядов, субботников по благоустройству и озеленению родного города (поселка). Все это способствует осознанию своей ответственности за судьбу родного города и края;
- организация участия молодежи в открытых слушаниях представительных органов власти на муниципальном и региональном уровне, как форма воспитания политической и социальной активности;
- создание отрядов «молодежного народного контроля» участвующих в контроле над потребительскими ценами, качеством и тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.;
- подготовка и обучение молодежных активистов.
Принцип постоянного интеллектуального роста
Сегодня все более широкое распространение получает идея создания «малолюдных технологий», предполагающих наличие высокого уровня автоматизации производства, высочайшего интеллектуального уровня операторов. Это особенно актуально для Дальнего Востока с его гигантской территорией и относительно редким населением. Но интеллектуальный уровень предполагает не только профессиональную самореализацию и карьерный рост, но способность потреблять высочайшие достижения науки и культуры, существование в качестве полноценного человека XXI столетия. Именно это качество позволяет сформировать не только профессиональные качества, но и высокий и устойчивый уровень патриотизм молодежи. Для этого предполагается:
- развитие краевой системы интеллектуальных тренингов, направленных на повышение интеллектуального уровня молодежи;
- развитие краевой системы краткосрочных (молодежных) курсов по овладению современной техникой, современными практиками планирования и технологиями производства в различных сферах;
- создание условий для приобщения молодых людей к высшим достижениям Мировой и национальной музыкальной, изобразительной и драматической культуры;
- организация и реализация творческих конкурсов и проектов, направленных на создание условий для самореализации молодежи в сфере художественного творчества;
- организация внеучебной системы Просвещения молодежи, направленной на ознакомление молодых людей с высшими достижениями науки и инженерной деятельности;
- формирование целостной системы формирования мировоззрения на уровне современного информационного общества.
Принцип самоорганизации и инициативы.
В большей части программ и концепций проведения государственной молодежной политики молодежь выступает только, как объект воздействия. В рамках данной концепции мы предполагаем иной принцип организации работы с молодежью. Молодежь выступает активным участником диалога, субъектом молодежной политики. Для этого предполагается использование следующих элементов:
- в качестве ведущего приема реализации молодежной политики предполагается использование проектного принципа работы, где молодые люди выступают авторами проектов, самостоятельно их осуществляют;
- государственный орган, ответственный за молодежную политику, организует максимально широкое информирование о конкурсе проектов, широкое участие в нем молодых людей из различных районов края;
- помогает в подготовке проектов и их презентации;
- производит отбор проектов, имеющих наибольшее социально-экономическое и культурно-просветительское значение для Хабаровского края;
- поддержка проектов-победителей, их реализация и освещение этих проектов в средствах массовой информации должна стать основой для запуска процесса управляемой самоорганизации молодежной среды, в которой авторы проекта выступают образцами для подражания.
4. Механизмы реализации Концепции
Основным механизмом реализации Концепции является краевая целевая программа «Молодёжь Хабаровского края», разрабатываемая на каждые 5 лет и корректируемая ежегодно. На муниципальном уровне механизмом реализации настоящей Концепции рекомендуются муниципальные целевые программы. Разработка и реализация таких программ в сфере государственной молодёжной политики производится согласованно с Правительством Хабаровского края.
Эффективность реализации государственной молодёжной политики Хабаровского края обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждений, организаций, предприятий, институтов гражданского общества, с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией, через систему совещательных межведомственных, межрегиональных, экспертных и иных государственных и общественно-государственных органов.
Муниципальные образования Хабаровского края формируют собственные концепции молодёжной политики с учётом целей, задач, приоритетных направлений настоящей Концепции. Муниципальные органы власти оказывают содействие в организационном и информационно-аналитическом обеспечении реализации программ, проектов и мероприятий государственной молодежной политики регионального уровня, проведение которых утверждено Правительством Хабаровского края или региональным органом государственной молодежной политики.
Муниципальные образования Хабаровского края формируют планы мероприятий по реализации настоящей Концепции и собственные концепции молодёжной политики, которые должны быть учтены при формировании местных бюджетов.
Реализация настоящей Концепции осуществляется Правительством Хабаровского края во взаимодействии с региональными и муниципальными органами власти. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств регионального и местных бюджетов.
Корректировка настоящей Концепции осуществляется по результатам анализа её реализации и мониторинга состояния молодёжи в муниципальных образованиях Хабаровского края.
5. Приоритетные инструменты реализации Концепции
Основным инструментом реализации государственной молодежной политики является сложившийся кадровый состав сотрудников краевого и муниципального уровней. В настоящее время он включает в себя более 250 профессиональных сотрудников. В систему реализации государственной молодежной политики включены региональный орган по работе с молодежью, 11 муниципальных молодежных центров, 2 краевых учреждения по работе с молодежью, система «площадок» для реализации молодежных проектов и инициатив.
Однако для реализации комплексной молодежной политики в Хабаровском крае, для максимизации эффекта необходимо формирование и использование дополнительных инструментов.
1. В целях информирования молодежи о мероприятиях и программах государственной молодежной политики предполагается систематическое использование краевых средствах массовой информации, особенно популярных электронных ресурсов. Для этого предполагается подготовить и реализовать проект по созданию информационного сопровождения молодежной политики с ориентацией на молодежный портал «Ты в центре», сайт «Краевого центра молодежных инициатив», информационные ресурсы профессиональных образовательных организаций, школьные газеты, популярные сообщества в социальных сетях и другие сетевые проекты в Интернете.
2. В целях организации проведения конкурсов молодежных проектов, творческих конкурсов предполагается создание экспертных советов по направлениям. На экспертов предполагается возложить не только задачу оценки, но и обучения принципам проектной деятельности, формам презентации проектов, поиску источников финансирования. Экспертные советы предполагается формировать из наиболее известных и квалифицированных ученых, педагогов, работников сферы искусства, руководителей производства.
3. С целью организации просветительских инициатив и инициатив в области патриотического воспитания предполагается создание мобильной лекторской группы, подготовка фондовых лекций, наглядных пособий, аудио и видеоматериалов. Большая часть работы должна проводиться совместно с министерством культуры края, музеями и театрами края, краевой научной библиотекой.
4. Существенным инструментом патриотического воспитания остаются патриотические клубы и объединения Хабаровского края, которым предполагается оказание методической и ресурсной помощи.
5. Важным инструментом реализации государственной молодежной политики являются краевые профильные смены, направленные на профориентационную работу с молодежью и выявление лидеров в различных сферах.
6. Совместно с центрами занятости образовательных организаций высшего профессионального образования Хабаровского края, Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования предполагается создание проекта по пропаганде престижности и перспективности профессий, имеющих особое значение для социально-экономического развития Хабаровского края, проведение ярмарок вакансий, встреч с работодателями, организация временной и частичной занятости учащейся молодежи.
7. Инструментом воспитания политически и социально активных граждан выступает Молодежное правительство Хабаровского края, Молодежные общественные палаты регионального и муниципального уровня. Через эти организации молодые люди приобщаются к социальной и политической жизни своей территории, готовятся стать активными участниками этих процессов.
8. Важную роль в плане формирования инструментов государственной молодежной политики выступают отряды молодежного «народного контроля», осуществляющего наблюдение за уровнем цен в магазинах края, тарифами жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Это имеет огромное значение в плане воспитания ответственности за свой дом, город, край.
9. В рамках реализации Концепции также планируется создание взаимосвязанной грантовой системы поддержки молодёжных и иных проектов, включающей их согласованное финансирование из бюджетов различных уровней; разработка общих критериев оценки проектов по соотношению затраты-результат.
10. Важным инструментом является формирование механизмов тиражирования практик, решений и проектов, показавших свою эффективность в муниципальных образованиях Хабаровского края, в иные муниципальные образования, имеющие сходные проблемы в развитии потенциала молодёжи.
11.Одним из основных инструментов остается нормативное, методическое и организационное обеспечение тиражирования эффективных практик и решений в области молодёжной политики в районах Хабаровского края, в том числе путём разработки методических рекомендаций и формирования модельных программ на основе опыта районов, наиболее успешных в реализации молодёжной политики.
12. И, наконец, важнейшим инструментом реализации государственной молодежной политики в Хабаровском крае выступают самоорганизующиеся молодежные сообщества, просветительские лектории, клубы, создающиеся вокруг ярких лидеров, авторов успешных проектов.
Эти инструменты позволят к 2025-му году реализовать основную цель – выстроить механизм активного влияния на различные молодежные среды, сформировать систему воспитания патриотичной, квалифицированной, ориентированной на семейные ценности молодежи, которая стремилась бы к самореализации на родной земле, желала бы внести свой вклад в становление нового Хабаровского края, территории с высоким и динамично развивающимся экономическим потенциалом, постоянно растущим уровнем жизни людей.
6. Результаты реализации Концепции и оценка эффективности
В результате реализации Концепции предполагается достижение следующих основных целевых показателей:
- в 2 раза возрастет доля молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных организаций;
- на 50 % увеличится доля молодых людей, участвующих в мероприятиях научно-технической и творческой направленности.
- в 2 раза возрастет доля молодежи, участвующей в деятельности студенческих отрядов и трудовых объединений;
- в 2 раза увеличится доля реализованных проектов и программ в области молодежной политики от числа заявленных;
- на 20 % увеличится количество патриотических клубов и объединений.
Также к основным результатам реализации Концепции относится:
1. Создание молодежной сети успешных и лояльных молодых людей, ориентированных на участие в позитивных процессах изменения края. Поскольку сетевой принцип работы изначально заложен в структуру образовательного процесса и в структуру реализации инициативных проектов, то взаимопомощь становится важным фактором поддержки и обеспечения жизнеспособности сети. При этом, то обстоятельство, что проекты реализуются в разных сферах, будет положительным, а не отрицательным фактором. Тем самым, создается инструмент влияния государства (Правительства Хабаровского края) на молодежную среду.
2. Регистрация не менее 40 бизнесов молодыми людьми ежегодно. Из них не менее 5 должны становится эффективными предприятиями, осуществляющими не только создание и поставку конкурентоспособных товаров и услуг, но инвестирование в социальные, политические и культурные проекты.
3. Создание сети социально-политических проектов, направленных на формирование народного контроля в Хабаровском крае, борьбу с коррупцией и завышением тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, других критически важных социально-экономических сферах. Опыт такой деятельности позволит ее участникам стать «запасными игроками» для политики и государственного управления в крае.
4. Создание молодежного продюсерского центра, объединяющего инициативные проекты в сфере культуры и творчества. Его будет дополнять молодежная научно-исследовательская лаборатория «Шаг в будущее», где молодые исследователи смогут приобщиться к научной работе.
5. Сокращение не менее чем в 2 раза процента молодых людей, ориентированных на отъезд из региона.
6. Сокращение на 25% заболеваемости молодых людей, связанных с вредными привычками, наркоманией и иными формами наркозависимости.
7. Увеличение на 15-20% численности молодых людей, ориентированных на самореализацию в области рабочих специальностей и бюджетных специальностей, необходимых для социально-экономического развития края.
8. Сокращение в 3 раза количества молодых людей, уклоняющихся от призыва в Вооруженные Силы России.
9. Увеличение рождаемости в молодых семьях на 30%.